Архив новостей
Январь 2025 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Главная » 2009 » Октябрь » 5 » Егор Шадурский: "Страховой полис — путевка в госзаказ для малого бизнеса"
Егор Шадурский: "Страховой полис — путевка в госзаказ для малого бизнеса" | 08:25 |
Полис страхования ответственности в тяжелые кризисные времена —
единственная доступная для малого бизнеса форма обеспечения при участии
в госзакупках. Кроме того, лишь страхование является эффективным
механизмом предотвращения коррупции в госзаказе, поскольку страховщик
как независимый арбитр кровно заинтересован в добросовестном исполнении
обязательств, взятых на себя сторонами. О том, как на сегодняшний день
взаимодействуют рынки страхования и госзакупок, рассказал в интервью
порталу "Горзаказ.Орг" руководитель комиссии по страхованию
петербургского отделения общественной организации "Деловая Россия",
генеральный директор компании Shadursky Promotion Егор Шадурский. —
В 2009 году вступили в силу очередные поправки к федеральному закону
№94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Что
изменилось в этой области с точки зрения страхового рынка? —
Действительно, в июле нынешнего года в силу вступил уже 15-й пакет
поправок к закону №94-ФЗ, который, по моему мнению, ввел ряд весьма
спорных позиций, серьезно ограничив возможности участия в обеспечении
государственного заказа для малого бизнеса. Дело в том, что в условиях
порожденного кризисом недостатка финансовых ресурсов доступным
средством обеспечения гарантии исполнения госконтракта является только
полис страхования ответственности. А этот вид обеспечения жестко
запрещен с июля 2009 года при закупке в форме открытого электронного
аукциона и может быть исключен по усмотрению заказчика при проведении
закупки в форме конкурса и аукциона. Иные виды обеспечения
— такие как залог или банковская гарантия, малому бизнесу недоступны.
Залог требует заморозки дорогих в кризисной ситуации денежных средств,
а банки не слишком охотно работают с копейками малых предприятий.
Введенная же с июля 2009 года новая форма обеспечения — поручительство,
фактически недоступна большинству исполнителей госзаказа. — Почему? —
Дело в том, что помимо банального недостатка финансов даже у крупных
компаний, которые могли бы выступить поручителями, сами требования к
организации-поручителю очень серьезны и забюрократизированны. Такая
организация должна быть зарегистрирована в установленном порядке на
территории Российской Федерации. Она обязана быть финансово устойчивой:
капитал и резервы, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской
отчетности, должны составлять не менее 300 млн рублей. При этом размер
поручительства не может превышать 10% размера капитала и резервов. При
заключении контракта вместе с договором поручительства предоставляется
копия бухгалтерского баланса поручителя, сданного в налоговый орган в
установленном порядке. В отношении поручителя предоставляются
документы, подтверждающие его полномочия, и копии учредительных
документов. Все представленные документы должны быть прошиты, скреплены
печатью и подписаны уполномоченным лицом поручителя. Помимо
указанных трудностей данная форма обеспечения обладает и еще одним
существенным недостатком — она дает основания для коррупции: заказчик
на свое усмотрение определяет, принять или не принять поручительство,
всем ли хорош поручитель и т.д. — А известна ли вам позиция заказчиков относительно указанных нововведений? —
По итогам кулуарных бесед могу сказать, что чиновники администрации
Петербурга осторожно относятся к нововведениям. Они понимают, что отказ
от формы гарантии в виде страхового полиса уничтожит конкурентную
среду, а значит снизит качество и повысит стоимость исполнения
городского заказа. И в тех случаях, когда возможно сохранить по воле
заказчика страховой полис в качестве формы гарантии, это чаще всего
будет происходить. Полагаю, что данную тенденцию поддержат и в других
регионах России. — Насколько страхование рисков со стороны исполнителя заказа эффективнее банковской гарантии? —
Страхование является механизмом превенции коррупции, так как
страховщик, защищающий ответственность за качество и соответствие
сроков выполненной работы, должен выступать независимым контролирующим
исполнение госзаказа арбитром. Он заинтересован в том, чтобы ему не
пришлось переплачивать лишнего недобросовестному исполнителю заказа по
договору страхования, например, если чиновник и исполнитель вступили в
сговор, а очередная проверка обнаружила некачественно проделанную
работу, завершение которой уже придется оплачивать из кармана того
самого арбитра-страховщика. В отличие от предоставляющих
другие форм гарантии, страховщик кровно заинтересован в непредвзятом и
объективном контроле качества проработки условий заключаемого контракта
и полноты технического задания; в проверке технического, научного и
финансово-организационного потенциала фирмы — исполнителя госконтракта;
в контроле качества и сроков выполнения контракта со стороны
исполнителя; в своевременности и непредвзятости приемки выполненных
работ со стороны госзаказчика. — Развит ли сегодня в
Петербурге рынок страхования настолько, чтобы реально обеспечить
интересы государственного заказчика при размещении крупных
многомиллиардных заказов? Какова вероятность того, что государство
останется у разбитого корыта при наступлении страхового случая и не
получит страховых выплат? — Сегодня на рынке
Петербурга около 25 страховых компаний осуществляют страхование
ответственности исполнителя государственного заказа. Действительно, не
все из участников рынка чувствуют себя хорошо и крепко стоят на ногах в
финансовом плане. Поэтому единственное, чего не хватает рынку, это
независимой структуры, которая бы выступала экспертом при подборе
страховых компаний, работая на интересы государственного заказчика и
исполнителя контракта. — По каким закупкам чаще всего происходит страхование ответственности при исполнении госзаказа? —
Государство заказывает буквально все – от поставки продуктов детям в
школу и реконструкции музеев и больниц до разработки специальных
проектов Минобороны и МЧС. В рамках бюджета Петербурга самый большой
объем по-прежнему составляют заказы комитета по строительству. — А есть ли данные об осуществленных выплатах и их объемах за невыполненный или некачественно выполненный заказ? —
Обобщенных данных по выплатам нет, так как в структуре существующей
отчетности страховщиков в Федеральной службе страхового надзора
отдельной строки "Страхование ответственности исполнителя
государственного контракта" не предусмотрено. И никакое иное ведомство
этим вопросом мониторинга не занимается. Тем не менее могу сказать, что
выплаты есть. — Еще одна актуальная для города тема,
напрямую связанная с рынком страхования, — отмена с 1 января 2010 года
лицензирования строительных компаний и переход их на работу в рамках
саморегулируемых организаций (СРО). Строители кровно заинтересованы в
сотрудничестве со страховщиками, поскольку наличие страхового полиса
позволяет существенно уменьшить выплаты в компенсационный фонд. А
насколько страховщикам Петербурга интересна работа со строительными СРО? —
Работа со строительными СРО достаточно интересна, если компании будут
страховать строительно-монтажные работы по конкретным объектам, на
которых они осуществляют свою деятельность. Пока же осуществляется
страхование фактической ответственности членов СРО перед организацией.
И могу сказать, что почти все строительные компании — члены
саморегулируемых организаций используют страховой полис в качестве
формы обеспечения. — По мнению наблюдателей, на рынке
сегодня продолжают работать компании, которые продают не страховую
защиту, а бумажку. Есть ли в страховом сообществе идеи о том, как
бороться с недобросовестными коллегами? — В семье не
без урода. Эта поговорка относится и к страховой индустрии. Идеи
имеются, но для их реализации пока, к сожалению, нет правовой базы. — Как переживает кризис страховой рынок? Много ли компаний прекратили работу? —
Кризис, конечно, отразился и на рынке страхования. Всего в России с
начала года лицензий лишились около 60 компаний. В Петербурге с рынка
ушли две, в ближайшее время могут уйти еще три. На плаву в городе
осталось порядка 200 компаний. Но надо понимать, что в Петербурге
работают и фирмы, зарегистрированные в других регионах. —
Повлиял ли кризис на отношение людей к страхованию? Компании ощутили
приток или отток клиентов? Увеличилось ли в связи с кризисом число
страховых случаев и приходится ли выплачивать больше, чем в докризисное
время? — Если рассматривать изменение страхователей
в целом, то их количество сократилось — это объективный факт. А вот
число страховых случаев и объемы выплат планомерно растет. Что касается
изменения отношения к страхованию, то на наших людей, видимо, мало что
может повлиять — как любили выпить, так и выпивают, как не понимали
необходимости страховой защиты, так и не понимают. И никакой кризис им
не указ. Беседовал Егор Наймушин
Горзаказ.орг
|
Просмотров: 411 |
Добавил: Terra
|
|
|