Конец халявы
И вновь новогодние праздники стали рабочими буднями для
руководителей российского нефтегазового сектора. Правда, на этот раз
виноватыми оказались не украинцы (в Киеве сейчас не до этого — тамошние
лидеры усиленно поливают друг друга грязью в преддверии президентских выборов [1]),
а белорусы. Причиной стало их недовольство желанием Москвы изменить
правила торговли нефтью с этой республикой. Их полностью устраивала
ситуация, существовавшая до конца 2009 года, когда российская нефть
поставлялась в Белоруссию по заниженной экспортной пошлине (35,6%
от обычной) как «братской республике». Из 25 млн тонн поставляемой
нефти примерно 6 млн потреблялись самими белорусами, а оставшиеся
19 млн предприимчивые белорусские лидеры отправляли на экспорт в Европу
уже по мировым ценам. По мнению некоторых аналитиков, Белоруссия
зарабатывала на этом несколько миллиардов долларов в год — и во многом
эти деньги позволяли ей поддерживать имидж процветающей экономики.
Однако с 2010 года Москва приняла решение этот источник дохода
Минску перекрыть и заявила о намерении перейти к более сложной схеме
расчета — полностью беспошлинной поставке тех 6 млн, которые
предназначены для внутреннего потребления, и введение 100% пошлины
на реэкспортируемое Белоруссией «черное золото». Причинами этого
решения стали как экономически обусловленное желание оптимизировать
издержки в период кризиса (по некоторым данным, новая схема принесет
в российский бюджет почти 2 млрд долларов чистого дохода), так
и политические, в частности желание наказать Александра Лукашенко
за «нелояльность». Белорусский лидер всегда вел двойную игру, пытаясь
получить выгоды и преференции как от России, так и от Запада, однако
в последнее время он стал делать это чересчур открыто и демонстративно,
чему пример — эпопея с признанием Белоруссией независимости Абхазии
и Южной Осетии. Вдохновленный примером Уго Чавеса, получившего
за признание этих двух республик несколько миллиардов долларов, Батька
требовал себе не меньшей «компенсации», а когда ее не получил,
то открыто обратился за деньгами к другой стороне конфликта. И в итоге
МВФ выделил Белоруссии кредитный транш в размере 700 млн евро — как
говорят в Минске, в том числе в обмен на то, что белорусский парламент
отложил на осень решение о признании Абхазии и Южной Осетии. Возможно,
Лукашенко надеялся, что к осени Москва поменяет свое решение и выплатит
ему требуемую компенсацию.
Нынешний «нефтяной удар» и перспектива потери миллиардных доходов
от экспорта российской нефти стали для него весьма неприятным
сюрпризом. Особенно в свете резкого роста внешнего долга страны (по
состоянию на 1 октября он составлял рекордные 19 млрд 298,5 млн
долларов, увеличившись с начала 2009 года на 27,3%). Пик платежей МВФ
придется на 2013 год — и без денег от российской нефти Белоруссии может
грозить дефолт.
Пытаясь договориться по-хорошему, вплоть до конца
2009 года Минск выдвигал различные компромиссные варианты. Так,
белорусская сторона предлагала следующую схему поставок нефти: 8–9 млн
тонн нефти должны поставляться на внутренний рынок Белоруссии
беспошлинно, а с оставшихся 12,5–13,5 млн экспортных тонн Россия должна
брать пошлину с 15−процентной скидкой (чистый убыток России при этой
схеме составит более 1 млрд долларов). Еще одним вариантом Минска было
предложение России поставить в течение января-февраля
2009 года 1,8 млн нефти беспошлинно, а затем заключить соглашение,
предусматривающее введение в действие с 1 марта 2010 года порядка
межбюджетного распределения и зачисления вывозных таможенных пошлин
на нефть и нефтепродукты, вывозимые с территории Союзного государства.
Однако Москва стояла на своем первоначальном предложении. К Новому году
договоренностей достичь не удалось, а предыдущий договор о российско-белорусской
нефтяной торговли истек. С 1 января Россия получила право взимать
пошлину со 100% нефти, поставляемой Белоруссии. 3 января появилась
информация о прекращении поставок российской нефти на белорусские
нефтеперерабатывающие заводы (4 января поставки российской нефти
на белорусские НПЗ были возобновлены, но исключительно в рамках
оплаченных ранее контрактов).
Батька угрожает
Сейчас Минск отчаянно пытается изменить позицию Москвы, не гнушаясь
при этом любыми средствами. В частности, Белоруссия угрожает повысить
в 2,5 раза тарифы на транзит российского электричества, идущего через
территорию республики в Калининградскую область и на продажу в страны
Балтии. В противном случае «Белэнерго» угрожает полностью прервать
транзит российской электроэнергии. Еще одним средством шантажа является
угроза повышения стоимости транзита российской нефти до 45 долларов
за тонну (сейчас российские компании платят менее 5 долларов за тонну).
Но главным на сегодняшний день козырем Минска является
свежеподписанный договор о Таможенном союзе — один из наиболее
амбициозных геополитических проектов Кремля на постсоветском
пространстве. Белоруссия обвиняет Россию в нарушении этого договора
и угрожает из него выйти. Минск ссылается на статью 3 базового Договора
о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного
союза, которая гласит, что «с момента создания единой таможенной
территории стороны не применяют во взаимной торговле таможенные
пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры».
Российские лидеры отвечают, что этот вопрос пока не подпадает под
соглашение о Таможенном союзе. «Мы исходим из подписанных документов.
Вопросы перемещения углеводородов должны быть определены дополнительным
соглашением», — утверждает вице-премьер России Игорь Сечин.
По его словам, соглашения об экспорте и транзите углеводорода в рамках
Таможенного союза будут приняты и начнут действие только с 1 июля
2010 года. У белорусов, которые, собственно, подписали договор
о Таможенном союзе во многом ради возможности беспошлинно получать
российскую нефть, подобные заявления вызывают бурю протестов. «В Единое
экономическое пространство войдем с единым антимонопольным
регулированием, единой системой господдержки и субсидий, единой
системой госзакупок, но только с разными ценами на сырьевые ресурсы,
а значит, и с разной себестоимостью производимой продукции, и на выходе
— с разной конкурентоспособностью российских и белорусских товаров
на общем рынке. Если у кого-то были иллюзии, что можно
построить Таможенный союз и ЕЭП, где партнеры по интеграции будут
поставлены в неравные условия, то о таких намерениях сразу надо было
сказать, и не надо было бы весь этот огород городить», — цитируют
белорусского чиновника представители российских СМИ.
Одновременно с этим в Белоруссии вновь нагнетается антироссийская
истерия. Белорусские чиновники и некоторые эксперты открыто обвиняют
Москву в энергетическом шантаже. «Очевидно, что такого рода решения
принимаются абсолютно сознательно. Цель также очевидна — создать
из России образ врага (гораздо большего, чем США, например), который
спит и видит, как вогнать в каменный век маленькую, но гордую
независимую республику. Вопрос заключается только в том, почему Россия
должна безвозмездно субсидировать белорусскую экономику в размере
6 млрд долларов в год, получая в обмен постоянные обвинения в том, что
Россия хочет экономически удушить молодое белорусское государство»,
— говорит белорусский политолог Юрий Баранчик.
Но, несмотря на это, в Москве уверены, что смогут вынудить
Александра Лукашенко пойти на уступки и подписать соглашение
на относительно льготных российских условиях, — ведь никому из своих
соседей Москва нефть беспошлинно для внутреннего потребления
не поставляет. Но в случае затягивания переговоров, говорят российские
чиновники, Минск может лишиться этих льгот. По словам Юрия Баранчика,
«экономические последствия этого события (ликвидации всех льгот
и введение 100−процентной экспортной пошлины на всю поставляемую
в Беларусь нефть. — "Эксперт Онлайн”) для экономики Белоруссии носят
катастрофический характер. Во-первых, отсутствие
договоренности по нефти означает, что Беларусь отказалась от российских
предложений относительно приватизации двух нефтеперерабатывающих
заводов. Соответственно, нефтепереработка на двух белорусских НПЗ
становится нерентабельной по примеру Мажейкяйского НПЗ в Литве.
Следовательно, чтобы сделать ее рентабельной для внутреннего рынка,
цену на нефть и нефтепродукты, в том числе бензин, надо будет поднимать
для внутреннего потребителя по меньшей мере в 1,8–2 раза». А Александр
Лукашенко, который намерен переизбираться на президентских выборах
2011 года, не может себе этого позволить.
|