Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня
третье заседание нашей Комиссии по модернизации и технологическому
развитию. Задачу мы, конечно, себе поставили очень сложную, не хочу
сказать невыполнимую, но реально очень сложную, тем важнее, собственно,
те практические результаты, к которым мы приходим. Поэтому я надеюсь,
что в перерывах между заседаниями Комиссии все присутствующие здесь
занимаются своими задачами в рамках Комиссии как самыми приоритетными,
потому что у всех нас очень много рутинных обязанностей, огромное
количество бумажек, которые все присутствующие здесь сами генерируют и
подписывают. Но иногда нужно думать и о будущем. Поэтому я еще раз
хотел бы сказать, что рассчитываю на то, что все здесь присутствующие
этими вопросами занимаются как важнейшими.
У нас сегодня два
направления для разговора. Первое направление – медицинская техника и
фармацевтика. И второе направление – стратегические компьютерные
технологии, программное обеспечение.
Темы, вне всякого сомнения, очень важные, приоритетные. Вкратце скажу несколько слов по каждой из них.
В
рамках Национального проекта «Здоровье» мы, в общем, продвинулись
действительно в оснащении больниц и поликлиник современным медицинским
оборудованием, автотранспортом. Все мы совместно этим занимались. Но
это, наверное, из того, что удалось за последнее время.
Что же
касается фармацевтического рынка, то он тоже динамично развивается во
многом благодаря государственным программам и тем деньгам, которые тоже
в эту сферу пришли, он прирастает в среднем на 10-12 процентов
ежегодно. По расчетам специалистов, через 10 лет объем продаж
лекарственных средств в нашей стране будет составлять около 1,5 трлн.
рублей. Очень значительная цифра. Фактически мы должны выйти на
среднеевропейский уровень потребления лекарственных препаратов, что,
естественно, должно быть в конечном счете конвертировано и в
продолжительность жизни, и в качество жизни. Высокими темпами должны
расти и продажи медицинской техники.
Вопрос в том, как мы будем
развивать эти современные производства, где и кем будут создаваться
новые рабочие места. Не секрет, что на этот рынок с большим
энтузиазмом, во всяком случае, с большим интересом, сегодня
заглядываются и крупные международные корпорации. С одной стороны, для
нас это неплохой шанс создать совместные производства, это хорошо. С
другой стороны, создать специальные научные центры для разработок
подобного рода препаратов за счет собственных средств, собственных
возможностей и с привлечением иностранных возможностей на территории
России. Но очевидно и другое: наша сегодняшняя промышленность к этому
сегодня просто не готова, наша промышленность в основном продолжает
выпускать устаревшую однотипную номенклатуру и, как правило, импортные
«дженерики» из закупаемых за рубежом субстанций. В основном,
подчеркиваю. Есть, конечно, и позитивные вещи, но в целом ситуация
такова.
Практически не ведется и работа по созданию оригинальных
препаратов и технологий, за редким исключением как раз, может быть,
представленных, скажем, вот здесь, где мы собрались, и в некоторых
других местах.
Я вот только что посмотрел производство ЗАО «Генериум» - производит
впечатление, современное производство. Препараты, которые подготовлены
и уже приобретаются, – это препараты сложные, дорогостоящие, которые
помогают лечить те семь видов заболеваний так называемых,
дорогостоящих, которые у нас обеспечиваются по специальной федеральной
программе. И то, что мы, в общем, сегодня выпускаем в рамках вот этих
семи нозологий свои препараты, это уже хорошо, потому что это создает
надежду, во-первых, на то, что мы сможем насытить рынок этими
препаратами, а с другой стороны, все-таки, что эти препараты будут
выпускаться несколько дешевле, чем их импортные аналоги.
Но это
единичный пример, еще раз повторю. Целостной стратегии по развитию
фармацевтической индустрии и медицинской промышленности у нас сегодня
нет, а предлагаемые проекты, даже при всей их важности, на
стратегические зачастую не тянут.
Главная задача Комиссии в том,
чтобы через системообразующие проекты выйти на формирование основ и
принципов нашей государственной политики в этой сфере и устранить
системные препятствия, которых весьма достаточно.
Что нужно сделать в первую очередь? Несколько задач.
Во-первых,
нужно предусмотреть, подготовить процедуру отбора проектов, критерии
отбора проектов, которые будут сопровождаться рабочей группой.
Во-вторых, сформировать реестры этих проектов, то есть, собственно, выбрать приоритеты в этой сфере.
И,
в-третьих, эффективным образом использовать экспортный потенциал и
финансовые возможности самых разных структур, в том числе таких, как
Роснано, Венчурная корпорация и вообще существующих рыночных институтов.
Мы
не особенно продвинулись в направлении создания национальных центров по
приоритетам технологического прорыва. Тут говорить особо не о чем пока.
У нас должны появлять
...
Читать дальше »