22 июня 2009 года Правительство Российской Федерации одобрило поправки
в проект федерального закона № 148357-5 «О внесении изменений в
Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации» и проект федерального закона
№ 148369-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях и некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации». Поправки были подготовлены Федеральной
антимонопольной службой (ФАС России) к рассмотрению во втором чтении
Государственной Думой Российской Федерации.
«Рассчитываю,
что это позволит депутатам оперативно завершить работу с этими
поправками, да и с законом в целом. И тем самым - вооружить Федеральную
антимонопольную службу более совершенным инструментом поддержания
честных и справедливых правил конкурентной борьбы, защиты потребителей
от недобросовестных действий монополистов», - заявил Председатель
Правительства Российской Федерации В.Путин на вчерашнем заседании
Правительства.
Поправки предусматривают:
- снижение
порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего
субъекта, если лицо может оказывать решающее воздействие на условия
обращения товара на рынке;
- использование при определении
монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования
(оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли),
так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в
условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки
монопольно высокой цены также может использоваться «ретроспективный
метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на
производство и реализацию товара в течение определенного периода.
-
согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок
соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального
закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля».
- проведение внеплановых проверок
без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в
целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих
конкуренцию (картелей).
- уведомительный порядок совершения
сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию
(лицо владеет более чем 50 процентов общего числа голосов, приходящихся
на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале
хозяйственного общества или товарищества).
- право
антимонопольных органов выдавать предписания о продаже определенного
объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с
антимонопольным органом стартовой цены на продукцию и порядке ее
расчета при продаже на товарной бирже, а также запрет руководителей
доминирующих субъектов, продающих по предписанию антимонопольного
органа часть товаров на бирже, входить в органы управления такой биржей.
- установление пятилетнего срока давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
«Указанный
срок согласуется со сроками давности, установленными в отношении
нарушений антимонопольного законодательства в Европейском Союзе и
Соединенных Штатах Америки», - пояснил глава ФАС России Игорь Артемьев.
Также
поправки предусматривают введение в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях ряд составов административных
правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального
заказа, обеспечивающих повышение эффективности проведения торгов и
защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких
торгах. В частности предлагается установить административную
ответственность за:
- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;
- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;
-
продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого
заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.
ФАС
России предложила, а Правительство России поддержало идею
дисквалификации на срок до трех лет должностных лиц хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке и
злоупотребляющим таким положением. «Указанная мера административной
ответственности может применяться как альтернативная административному
штрафу», - полагает Игорь Артемьев.
Пресс-служба ФАС России
|