Возможность привлечь стороннего«помощника» для проведения процедур по размещению государственного или
муниципального заказаопределена
законодательно.
Федеральный закон от
21 июля 2005 г.
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд»
Статья 6. Специализированная организация
1.
Заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено
решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе
государственного или муниципального контракта или в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2
статьи 55 настоящего
Федерального закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо
(далее - специализированная организация) для осуществления функций по
размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить
государственный или муниципальный контракт (далее также - конкурс) или аукциона
на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее также -
аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе,
опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или
открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе
или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов
функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной
(максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и
существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение
проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе,
определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком,
уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального
контракта осуществляется заказчиком.
(в ред. Федеральных
законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от
24.07.2007 N 218-ФЗ, от
30.12.2008 N 308-ФЗ)
2. Выбор
специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным
органом путем размещения заказа на оказание услуг для государственных или
муниципальных нужд в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных
законов от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от
30.12.2008 N 308-ФЗ)
3. Специализированная
организация осуществляет указанные в части 1 настоящей статьи функции от имени заказчика или
уполномоченного органа. При этом права и обязанности возникают у заказчика или
уполномоченного органа.
4. Заказчик,
уполномоченный орган несут солидарную ответственность за вред, причиненный
физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий
(бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах
полномочий, переданных ей заказчиком, уполномоченным органом на основе контракта
и связанных с размещением заказа, при осуществлении ею указанных в части 1 настоящей статьи функций от имени заказчика или
уполномоченного органа.
(в ред. Федерального закона от
24.07.2007 N 218-ФЗ)
5. Специализированная
организация не может быть участником размещения заказа, в соответствии с
которым эта организация осуществляет функции, указанные в части 1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от
24.07.2007 N 218-ФЗ)
Право Заказчиков привлекать для организации,
проведения и прочих действий, связанных с размещением заказов было
предусмотрено и Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках
продукции для федеральных государственных нужд», и положением об организации
закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (утв. Указом Президента
РФ от 8 апреля 1997 г.
№ 305) и Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд». Однако в перечисленных нормативных актах отсутствовало
описание механизма передачи функций, объем передаваемых полномочий. С
появлением Федерального закона № 94-ФЗ правовой вакуум в этом вопросе был
устранен. Из норм статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ
следует такой вывод:Специализированная организация — это
юридическое лицо, привлеченное государственным или муниципальным заказчиком для
выполнения функций по размещению заказа.
Специализированную
организацию можно привлечь для:
·разработки
конкурсной документации, документации об аукционе;
·опубликования
извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона;
·направления
приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе;
·иных
работ, связанных с проведением торгов.
Органы
власти, уполномоченные на размещение заказов, тоже вправе привлекать к своей
деятельности специализированную организацию, если это предусмотрено документом
о создании уполномоченного органа.
Согласно
пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 94-ФЗ, выбор специализированной
организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с
законом.
По
сути, специализированная организация — это технический исполнитель, на которого
нельзя возлагать принятие решения, в том числе по выбору победителя торгов и
подписанию государственного или муниципального контракта.